Одним из основополагающих принципов нашей компании является забота о безопасности. Но отношение к ней некоторых, казалось бы, взрослых людей порой повергает в шок, а иногда и в уныние. Особенно когда узнаёшь об очередном пропавшем без вести водномоторнике и его лодке, найденной со спасжилетом и чекой на румпеле где-нибудь в открытом море. Далеко не все подобные истории становятся достоянием общественности, но те, что становятся, повергают в ужас.
В своё время автор этих строк работал в банке, и там действовало одно правило: если произошёл инцидент, это всегда означает, что конкретные люди нарушили конкретные правила безопасности. Ниже пример уже не конфиденциальный из-за давности лет.
Всего лишь банка…
Пункт обмена валюты. Заходит посетительница с трёхлитровой банкой сока. Суетится, задаёт вопросы, вдруг роняет банку, она разбивается, и женщина, смущённая, быстро уходит. Через минуту в вестибюле появляется кассир с тряпкой и шваброй, следом заскакивают двое молодцев. После недолгой «беседы» с рукоприкладством сейф открывается и опустошается. Схема – гениальная. Кто виноват? Кассир. Внешняя дверь при выходе из кассы не заблокирована электронным замком, в руках не было мобильной кнопки вызова охраны. То есть правила составлены так, что, если их не нарушать, инцидент невозможен. Причём часто правила ещё и пересекаются. Но нарушать их умудряются. Даже сразу несколько одновременно.
Безопасность на воде: цена беспечности
С безопасностью на воде – абсолютно та же ситуация. Пьяный, без жилета, с отключённой чекой безопасности уезжает проверять сети и не возвращается. Выпал из лодки, лодка ушла. Был бы трезвый – глядишь, не выпал бы. Был бы в жилете – может и прибился бы к берегу. Была бы чека – лодка не ушла бы. Не ловил бы сетями… Но это уже другая история ©.
Устойчивость – залог безопасности
Катамаранные лодки стали нашим основным направлением не случайно. Мы выбрали этот тип судов по множеству важных причин, среди которых особенно выделяются следующие:
- Профессиональная экспертиза – многолетний опыт работы с лодками катамаранного типа позволил нам досконально изучить их
- Личная приверженность – мы искренне любим этот тип лодок за их уникальные характеристики
- Безупречная безопасность – катамаранная конструкция является эталоном устойчивости на воде
- Практическое превосходство – доказанные преимущества в эксплуатации и надёжности
Результаты одного из наших тестов наглядно демонстрируют надёжность катамаранной конструкции – во время испытаний лодки Narwall Leader трое взрослых мужчин весом около 100 кг каждый сели на край одного борта и целенаправленно пытались перевернуть судно, активно его раскачивая. Несмотря на значительную нагрузку, судно сохранило идеальную устойчивость – критический крен отсутствовал, а риск опрокидывания был полностью исключён!
Особенности конструкции: безопасность на первом месте
На всех наших лодках леерная обвязка идёт по всему периметру и доступна с воды. По непонятным для нас причинам многие производители экономят на леере, который и стоит недорого, и весит немного. Обычный ответ: «По ГОСТу положено 2–3 метра, зачем больше?» Не знаю, как другие, но мы делаем лодки для клиентов, а не для галочки в регламенте.
Много лет назад автор этих строк решил искупаться в Финском заливе с борта катамарана «Ротан 460» и оказался в затруднительном положении, пытаясь забраться обратно. Леер там был только внутри кокпита, и дотянуться до него из воды было невозможно. Подплыв к любой из наших лодок – Лидер, Катран или Лайт, вы всегда найдёте, за что ухватиться. С любой стороны.
Подъём в лодку из воды: реальная опасность
Оказаться за бортом – это только начало беды Даже если вы держитесь за лодку, попасть внутрь – неочевидная задача. Это подтверждается печальной статистикой МЧС по людям, найденным рядом с лодкой и даже держащимся за неё. На широтах Петербурга, в разгар лета, человек может находиться в воде 2-3 часа. Далее наступает переохлаждение. Отдельного внимания заслуживает Ладожское озеро – излюбленное место рыбаков и водных туристов, где вода всегда остаётся очень холодной. На широтах Сочи ситуация лучше, но не радикально.
Есть мнение, что можно забраться в лодку, используя кавитационную плиту мотора как ступеньку. Однако те, кто это советует, сами обычно не пробовали. Плита скользкая и острая, к тому же находится на уровне воды или выше – то есть примерно на уровне носа человека в воде. Как единственная скользкая ступенька на уровне носа поможет выбраться, непонятно.
Кроме того, транец рассчитан на мотор, а не на 100–140 кг дополнительной нагрузки. Никто не гарантирует, что в итоге человек не останется в воде, но уже с обломками транца и без мотора.
Спасательные лестницы: что нужно знать
Верёвочные лестницы – это, конечно, лучше, чем ничего, но их использование требует особого внимания. Мало просто купить такую лестницу, нужно не забывать брать её с собой, правильно размещать в лодке, чтобы она была доступна с воды, аккуратно скручивать, чтобы не запуталась. И, честно говоря, сколько вы знаете владельцев лодок, которые действительно соблюдают все эти правила?
Есть и другая проблема, о которой стоит помнить. При попытке встать на ступеньку происходит смещение центра тяжести, из-за чего человека может начать затягивать под днище лодки практически параллельно воде. В интернете полно видео, где это наглядно показано.
А как насчёт стационарных металлических трапов? Они, конечно, надёжнее, но есть нюансы: стоят дорого, занимают место в лодке и требуют времени на установку. Поэтому такие трапы имеют смысл только для тех лодок, которые постоянно хранятся на прицепе и не требуют частой сборки-разборки.
Спасательная система на основе весла: простое и эффективное решение
После долгих поисков мы нашли оптимальное решение, которое всегда под рукой. Наша разработка – это специальная конструкция на базе обычного лодочного весла, которое есть в каждой лодке.
Принцип работы прост и надёжен: к веслу крепятся две откидные ступеньки, расположенные рядом с лопастью. Нижняя ступенька находится под водой, что позволяет легко поставить на неё колено.
Главное преимущество такого решения в том, что, в отличие от подвесной лестницы, весло надёжно упирается в борт лодки. Это исключает риск затягивания человека под корпус судна. При этом в сложенном состоянии ступеньки практически не выступают за габариты весла и не создают неудобств при хранении и транспортировке.
О важности спасательных жилетов: горькая правда
Мы неоднократно получали просьбы изготовить лодку длиной 390 см, но указать в документации 420 см. Причина проста: согласно закону на судах длиной более 4 метров достаточно иметь жилеты на борту, но не обязательно надевать их.
Стоп! Остановитесь и задумайтесь! Неужели вы всерьёз полагаете, что авария будет развиваться как в голливудском блокбастере – с медленным погружением и возможностью спокойно подготовиться к эвакуации? Реальность жестока: одна секунда — и вы уже в холодной воде, возможно, в бессознательном состоянии, возможно, вниз головой! Кого вы обманываете этим лукавством? Разве что собственного ангела-хранителя…
Наша позиция однозначна: спасательные жилеты должны быть надеты на всех членах экипажа ВСЕГДА!
Важные требования:
- жилет должен быть сертифицирован ГИМС как спасательный (не страховочный)
- все крепления, включая паховый ремень, должны быть надёжно застёгнуты
Не играйте с безопасностью — это может стоить жизни!
Почему паховый ремень – жизненно важная деталь спасательного жилета
Многие недооценивают значение пахового ремня в конструкции спасательного жилета, а зря. Если не зафиксировать его должным образом, при падении в воду существует серьёзный риск выскользнуть из жилета. Спасательное средство останется на поверхности, а вы нет.
Важно понимать: современные спасательные жилеты разработаны так, что их нагрудные ремни способны выдержать вес человека при извлечении из воды. Именно поэтому правильная фиксация всех элементов жилета критически важна для спасения жизни.
А вы уверены, что ваш жилет не устроит вам «водные процедуры»? При выборе спасательного жилета обязательно посмотрите обзоры и проверьте: качественное изделие должно держать человека лицом к небу, а не к рыбам. Это вопрос жизни и смерти, а не просто прихоть!
Самонадувающиеся жилеты: плюсы и минусы
В последнее время на рынке набирают популярность самонадувающиеся спасательные жилеты. Их главное и практически единственное преимущество – компактность. По сути, это небольшой воротник, который занимает минимум места.
Однако при детальном рассмотрении становится очевидно, что минусов у таких жилетов значительно больше:
- Зависимость от автоматики – вы полностью полагаетесь на то, что механизм сработает в нужный момент. Хотя обычно всё работает исправно, всегда остаются сомнения
- Отсутствие пахового ремня – критически важный элемент безопасности отсутствует
- Одноразовый механизм – после использования жилет придётся заменить
- Уязвимость к повреждениям – существует риск проколоть материал
Но есть ещё один важный аспект, о котором многие забывают: классический спасательный жилет обладает дополнительным преимуществом – он греет! В экстренной ситуации такой жилет не только обеспечивает плавучесть, но и помогает сохранить тепло как в лодке, так и в воде, что критически важно для выживания в холодной воде.
Поэтому, выбирая спасательное средство, стоит тщательно взвесить все за и против, а не руководствоваться только компактностью и модой.
Чека безопасности: не игнорируйте спасение
Система безопасности предусмотрена практически на всех современных лодочных моторах и рулевых консолях в виде чеки безопасности. Однако, к сожалению, часть водномоторников пренебрегает этим важным элементом защиты, оставляя чеку бездейственно висеть на моторе или где-то в лодке.
Реальная опасность становится очевидной, когда смотришь видео с лодкой, нарезающей круги без управления. Смешно это только тем, кто наблюдает за происходящим с дивана в тепле. А вот оказаться самому в воде, когда неуправляемая лодка кружит вдали от берега, а вы остались один на один с этой ситуацией – совсем не весело.
Правильная эксплуатация чеки безопасности не требует особых усилий:
- Пристегните карабин к ремешку вашего спасательного жилета
- Или, как минимум, обмотайте чеку вокруг запястья руки, которая держит румпель
Дополнительное преимущество такого подхода – возможность мгновенно заглушить мотор простым движением руки, не тратя время на то, чтобы тянуться к нему. Это может оказаться критически важным в экстренной ситуации.
Не превращайте свою безопасность в шутку – используйте чеку безопасности правильно!
Алкоголь на воде: серьёзные последствия
Важная информация, о которой многие даже не подозревают: управление маломерным судном в состоянии алкогольного опьянения может обернуться серьёзными проблемами не только с ГИМС, но и с вашими автомобильными правами.
Штраф за нетрезвое вождение на воде куда серьёзнее, чем может показаться на первый взгляд. При проверке сотрудниками ГИМС в состоянии алкогольного опьянения вы рискуете лишиться:
- Прав на управление маломерным судном
- Автомобильных водительских прав
- Возможно, других категорий водительских удостоверений
Управление маломерным судном в состоянии алкогольного опьянения регулируется Кодексом РФ об административных правонарушениях.
При выявлении нетрезвого водителя маломерного судна:
Первичное нарушение влечёт за собой:
• Штраф
• Либо лишение права управления маломерным судном на срок от 1 до 2 лет
Более серьёзные последствия:
• Лишение права управления всеми транспортными средствами (включая автомобильные права)
• Возможное привлечение к административной ответственности
Важно понимать, что:
• ГИМС имеет право проверять состояние судоводителя
• При выявлении опьянения информация передаётся в ГИБДД
• Лишение прав распространяется на все категории, которыми владеет нарушитель
Не стоит рисковать своим будущим ради минутного удовольствия. Помните: инспекторы ГИМС регулярно проводят проверки, и последствия могут оказаться куда более серьёзными, чем вы думаете. Берегите себя и свои права – оставайтесь трезвыми за штурвалом!
Помните: даже самые простые и очевидные правила безопасности могут спасти вашу жизнь. К сожалению, многие из нас забывают об этом до тех пор, пока не сталкиваются с реальной опасностью. Не допускайте роковых ошибок, следуйте рекомендациям.
Каждый выход на воду должен начинаться с тщательной проверки всего снаряжения и оборудования. Казалось бы, банальные действия — надеть спасательный жилет, закрепить чеку безопасности, проверить прогноз погоды – могут стать решающими в критической ситуации. Именно поэтому профессионалы никогда не пренебрегают этими мерами предосторожности.
Не стоит полагаться на удачу или опыт других — ваша безопасность зависит только от вас. Даже если вы считаете себя опытным водномоторником, не игнорируйте элементарные правила. Они созданы не для того, чтобы усложнить вашу жизнь, а чтобы защитить её. Помните: за каждой рекомендацией стоит чей-то опыт, а иногда и трагедия, которая могла бы быть предотвращена соблюдением простых правил.
Берегите себя и своих близких — эти несложные рекомендации проверены временем и действительно работают. Пусть они станут вашей привычкой, а не дополнительной нагрузкой. Ведь лучше перестраховаться, чем потом сожалеть о пренебрежении элементарными мерами безопасности.

