Правильная установка лодочного мотора

Лодка катамаранного типа Narwall под мотор для рыбалки, охоты отдыха. Большой кокпит

Как добиться максимальной скорости и экономии топлива

Для начала: что такое длина ноги мотора? Это расстояние от верха струбцины, иными словами, от верхней кромки транца до кавитационной плиты мотора. Не до низа, не до оси винта. Именно до кавитационной плиты.

Первое, что нужно уяснить — это то, что не существует строгой стандартизации длины ноги.

Длина, обозначаемая латинской буквой S, происходит от слова «Standard» («Стандартная»), а не от «Short» («Короткая). L = «Long» («Длинная).

Каждый производитель волен назначать стандартную длину ноги мотора по своему усмотрению. Например, самые длинные – моторы Tohatsu. Чуть ли не на 4–5 см длиннее, чем, например, у Honda.

Также даже в технической литературе проскакивает путаница понятий: длина ноги мотора и высота транца. А это совершенно разные цифры, связанные лишь отдалённо, а ещё более отдалённо – в случае катамарана (у нас это модели Leader, Lite, Catran).

Так что предлагаем для начала не забивать себе голову излишней информацией, а оперировать лишь народными понятиями: «короткая» и «длинная» нога.

  • 98% лодочных моторов, которые вы встречаете, имеют короткую ногу.
  • 100% надувных лодок рассчитаны под короткую ногу.
  • Моторы с длинной ногой используются на относительно крупных катерах или яхтах. Поэтому маломощные моторы с длинной ногой являются скорее экзотикой, которые стояли на этих катерах или яхтах в качестве аварийной «докатки».

Короткая и длинная нога отличаются примерно на 12 см, и это хорошо заметно. Если вы покупаете мотор с рук, и вам кажется, что у него слишком длинная нога, то с очень большой вероятностью вам не кажется. Такой мотор доставит ряд неудобств, и для нормальной эксплуатации потребует существенной переделки транца лодки. Поэтому мы настоятельно рекомендуем отказаться от покупки такого мотора.

Оптимальное вывешивание

Итак, вы купили лодку и лодочный мотор. В целом, в большинстве случаев вы можете накинуть мотор и ехать кататься. Однако если вы хотите снять максимум со своего мотора, то нужно учитывать, что производители в силу большого разнообразия моторов ориентируются на нечто усреднённое, и каждую конкретную лодку под конкретный мотор лучше подогнать.

Правильное вывешивание мотора может добавить до 10 и более километров в час к максимальной скорости.

Слишком глубоко:

  • Большое сопротивление в воде
  • Много брызг
  • Потеря скорости

Слишком высоко:

  • «Прохваты» (подхват воздуха винтом)
  • Потеря тяги

Пошаговая настройка


Обязательно убедитесь в отсутствии повреждений на винте. Даже небольшие забои на кромке могут приводить к кавитации, аналогичной неправильному вывешиванию мотора. Настоятельно рекомендуем убрать крупные заусенцы напильником.

Далее при помощи шпильки регулировки угла мотора нам нужно приподнять мотор на 1 или 2 отверстия относительно нормального его угла эксплуатации. Если вы ещё не эксплуатировали двигатель на данной лодке, то очень приблизительно нормальным положением можно считать состояние, когда капот мотора параллелен плоскости лодки, а нога, соответственно, перпендикулярна. Говорим именно про корпус лодки, так как транец зачастую вклеивается под углом.

Далее понадобится несколько реечек толщиной около сантиметра для подкладывания на верхний торец транца под струбцину.

Делаем тестовый заезд, и если не наблюдается никаких прохватов, то поднимаем двигатель на 1 сантиметр, подложив рейку.

Повторяем тесты до появления ощутимых прохватов, особенно в поворотах.

После чего при помощи штыря регулировки наклона возвращаем двигатель в изначальное положение на 1–2 отверстия ближе к транцу. Прохваты уйдут, высота установки двигателя будет оптимальной.

Важно!

  • Всегда пользуйтесь страховочной чекой, привязывайте её к запястью, чтобы при любой внештатной ситуации взмахом руки можно было мгновенно остановить двигатель.
  • Всегда привязывайте двигатель страховочным фалом к лодке. Фал не должен быть очень коротким, чтобы при сходе с транца перевернувшийся на бок двигатель не вспорол винтом баллоны лодки. Пусть лучше искупается – никаких катастрофических последствий для двухтактного двигателя от падения в воду не будет.
  • Не пытайтесь откручивать и приподнимать двигатель на воде.
  • Подкладывая рейки, следите за упорными барашками струбцины, чтобы они не приближались слишком близко к краю транца. Это повышает вероятность упустить двигатель.

Если регулировка двигателя ограничилась поднятием на 1–2 см, то можно оставить всё как есть – с подложенными реечками. Если больше — настоятельно рекомендуем приобрести накладку на транец с регулировкой высоты, за которую струбцина будет держаться полноценно.

Правильно вывешенный мотор повышает комфорт эксплуатации лодки, снижает брызгообразование, увеличивает максимальную скорость, экономит топливо.

Идеальные лодки для вашего мотора

Катамараны Narwall – оптимальное сочетание характеристик:

🛡️

Безопасные

🛶

Устойчивые

Экономичные

📐

Компактные

🛋️

Комфортные

👨‍👩‍👧‍👦

Просторные

🔧

Технологичные

🌊

Универсальные

Выбрать лодку

Alex
Оцените статью
Narwall-shop
Добавить комментарий